Методическая работа является составной частью учебного процесса и одним из основных видов деятельности профессорско-преподавательского состава Института. Она направлена на улучшение качества обучения, создание условий для повышения педагогического мастерства профессорско-преподавательского состава, обобщение и распространение передового опыта, внедрение в учебный процесс активных методов и современных технических средств обучения.
Методическая работа в Институте осуществляется по следующим основным направлениям:
разработка и обсуждение образовательных программ, учебно-тематических планов и других документов планирования учебного процесса;
разработка и обсуждение текстов лекций, а также методики организации проведения различных видов занятий;
обсуждение проблем эффективности учебного процесса, методики использования технических средств обучения и дидактических материалов к ним, оснащенности учебных аудиторий;
изучение положительного опыта методической работы других учебных заведений;
методическое обеспечение учебного процесса по дисциплинам, подготовка и написание учебных пособий, курсов лекций и других методических материалов.
Профессорско-преподавательский состав Института принимает участие в методических сборах, учебно-методических конференциях, проводимых как в Институте, так и в других образовательных организациях.
Институт осуществляет планомерную целенаправленную работу по подготовке учебно-методических материалов, обеспечивающих реализацию дополнительных профессиональных программ.
Важную роль играет Методический совет Института, который осуществляет деятельность по совершенствованию образовательного процесса, повышению уровня его методического обеспечения, расширению связи обучения с практикой, совершенствованию педагогического мастерства профессорско-преподавательского состава.
На заседаниях Методического совета практикуется заслушивание руководства и профессорско-преподавательского состава кафедр по различным вопросам, связанным с организацией и обеспечением образовательного процесса.
Особое внимание в работе Методического совета обращается на функционирование школы начинающих преподавателей, организация работы которой осуществляется в соответствии с Положением о школе начинающих преподавателей, утвержденным тематическим планом и расписанием занятий.
Основными задачами школы являются создание условий для совершенствования педагогического мастерства профессорско-преподавательского состава, изучение и обобщение положительного опыта.
На занятиях школы педагогического мастерства особое внимание уделяется вопросам методики подготовки и проведения занятий, организации самостоятельной подготовки слушателей и использованию технических средств обучения в учебном процессе.
В Институте действует система постоянного контроля качества проведения занятий, которая осуществляется на кафедральном и на общеинститутском уровнях. Результаты педагогического контроля регулярно обсуждаются на заседаниях кафедр, результаты контроля, в масштабе Института, анализируются учебным отделом, по результатам анализа на заседаниях Методического совета рассматриваются вопросы совершенствования образовательного процесса.
С целью изучения и обобщения положительного опыта преподавательской деятельности, а также оказания помощи начинающим преподавателям в Институте ежегодно проводятся открытие и показательные занятия.
Для активизации и стимулирования учебно-методической работы в Институте проводятся конкурсы на звание лучшего преподавателя, на лучший электронный учебно-методический комплекс, на лучшую учебную аудиторию.